Человек культуры

Есть люди, которые за свою жизнь успели сделать много важных и полезных дел. Все их начинания совершались не ради наград, а по зову сердца. Таким человеком была и Екатерина Гапеева. Больше сорока лет эта скромная и отзывчивая женщина посвятила работе в Доме культуры в селе Крошнозеро, а 2015 год стал последним годом ее жизни...

Катюша

Катя родилась в 1952 году в небольшой деревеньке Иванисто Пряжинского района, она была самым старшим ребенком среди десяти братьев и сестер. За ее легкий характер и веселый нрав все родственники и соседи называли девочку не иначе, как Катюша. Дома порядок навести, помочь родителям по хозяйству, присмотреть за младшими — для родителей Катюша была первая помощница. Что бы она ни делала, везде ее сопровождала песня. Ее сильный и красивый голос раздавался на всю деревню, вызывая одобрительные улыбки соседей. Она как магнит притягивала к себе деревенских парней и девчонок, а те, в свою очередь, безоговорочно считали ее лидером. Она могла запросто придумать и вовлечь всех в какую-нибудь веселую игру. Ей ничего не стоило направить неуемную энергию детской компании в нужное русло, например, приготовить концерт для жителей родной деревни. Подготовка детей к показам шла самая серьезная: проводились репетиции, писали объявление, зрительным залом становилась одна из комнат родительского дома. После трудового дня на концерты собиралась, как правило, вся деревня. Зрители шли со своими табуретками, чтобы была возможность присесть, остальные теснились в дверном проеме. И всегда был полный аншлаг. На импровизированной сцене звучали стихи, постановки и другие самодеятельные номера маленьких артистов. А Катюша с чувством исполняла те песни, которые слышала от своих родителей. После представления зрители еще долго обсуждали концертные номера и благодарили самодеятельных артистов. Уже тогда Катюша определилась с выбором профессии: она хотела стать артисткой и решила поступать в Культпросвет училище г. Петрозаводска. Оказаться в списках студентов, зачисленных в учебное заведение, для нее ни составило большого труда — у девушки был абсолютный слух. Годы учебы пролетели незаметно: сессии сменялись экзаменами. По окончании Катюше вручили диплом, в котором стояли оценки «4» и «5». Дальше по распределению девушку отправляют работать в Дом культуры села Крошнозеро на должность художественного руководителя.

Молодой специалист

Катерина с трепетом переступила порог сельского Дома культуры: молодая, красивая, энергичная, готовая свернуть горы. Благодаря своей общительности и дружелюбию она быстро нашла язык с крошнозерцами. Деловую девушку в селе сразу приметили — к ней потянулись люди. Дом культуры наполнился молодежью. С утра до вечера в здании кипела работа: разучивали песни, готовили вечера-портреты, занимались постановками сценок. Однажды ее вместе с самодеятельными артистами пригласила Виола Мальми (хореограф, балетмейстер, Заслуженный работник культуры Карельской АССР) показать туристам обряд карельской свадьбы на острове Кижи. Это был первый выход «в свет» артистов из глубинки, который впоследствии высоко оценили жители зарубежья.

После выступления окрыленные успехом крошнозерцы приступили к разучиванию песен на карельском языке. Так появилась фольклорная группа «Койвуйне» («Карельские березки»). И снова деревенские артисты попали в поле зрения Виолы Мальми: на этот раз всех ждала поездка в Финляндию. Фольклорная группа под руководством Екатерины Гапеевой стала первым коллективом Карельской ССР, которая выехала за пределы республики. Так, благодаря участию Екатерины Николаевны и других деятелей культуры карелы открыли для себя «окно в Европу».

Ее неиссякаемая энергия притягивала новых участников самодеятельности. Помимо этого, в маленьком селе образовался свой вокально-инструментальный ансамбль местной молодежи. Ребята исполняли песни собственного сочинения и самостоятельно научились владеть музыкальными инструментами: ударными, соло- и бас-гитарами.

На сцене сельского ДК раскрывались таланты простых людей: доярок, механизаторов, лесников. На концерты деревенских артистов спешили посмотреть все от мала до велика. Культурная жизнь Крошнозера била ключом: Дом культуры напоминал муравейник, в котором день и ночь кипела работа.

Жить для других

Красивую и жизнерадостную девушку полюбил молодой парень Валера. После недолгих ухаживаний жениха Катя вышла за него замуж. Друг за другом появись на свет два сына. Она проявила себя отличной хозяйкой: дом сиял чистотой и был наполнен ароматами пирогов.

Семья и работа стали двумя важными приоритетами, которым она отдавала всю себя. Екатерина вступила в должность директора Дома культуры. Дети выросли, отслужили в армии. Жизнь текла своим чередом. В семье предстояло радостное событие — свадьба младшего сына. Но судьба приготовила для всех страшный удар: он трагически погибает накануне свадебного торжества. Это были самые черные дни, которые пережила Екатерина. Слова поддержки не могли утешить материнское сердце. Она почернела от горя, осунулась и замкнулась. Медленной тяжелой походкой женщина брела на работу, где надо было разговаривать с людьми, улыбаться и нести им радость — этого требовали особенности профессии... В минуты великой печали она брала в руки баян, и пальцы начинали перебирать клавиши инструмента. Из ее кабинета доносилась грустная мелодия. Музыка медленно возвращала ее к восприятию жизни. Боль трагедии постепенно притупилась, глубоко спряталась, но не исчезла навсегда. Надо было жить дальше. Жить для других. В ее поддержке нуждался муж, старший сын и появившиеся к тому времени внуки. Сильная женщина преодолела себя и вновь погрузилась в любимую работу. Она, как всегда, встречала людей с улыбкой на лице, только глаза оставались всегда грустными.

Культура села

Екатерина жила с ощущением, как будто вся она, до последней клеточки, соткана из песен, сценариев, совместных выступлений, которые были так необходимы сельским жителям. Она спешила на работу намного раньше начала трудового дня, чтобы успеть сделать как можно больше дел — их всегда был непочатый край.

Старое деревянное здание Дома культуры с печным отоплением, без водоснабжения, требовало немало физических затрат, терпения. В зимнее время центр культуры села напоминал ледяной замок Снежной королевы: на стенах сверкал иней, на окнах — причудливые морозные узоры, а на полу стояли ведра с замерзшей водой. В помещении не становилось теплее, даже когда топилось 8 печек. Репетиции проходили при минусовой температуре воздуха — у артистов мерзли руки, переставала работать аппаратура.

С наступлением лета трудности не исчезали. Для проведения праздников на улице необходимо было подготовить площадку. Так как постоянно отведенной зоны не было, каждый раз расчищали новую территорию: вывозили хлам, скашивали траву, выравнивали место. Притом заработная плата у деятелей культуры всегда оставалась небольшой. Екатерина умудрялась на эти средства купить призы для участников конкурса или украшения для оформления зала. 

Иногда ей приходила мысль сменить место работы: поднимать культуру села, надеясь только на собственные силы (в штате числилось 1-2 штатных единицы) и помощь со стороны, — задача не из легких. Но каждый раз, выходя на сцену и видя, как выжидающе смотрят на нее зрители, она понимала, что правильно выбрала профессию.

Общественная нагрузка

Помимо работы в Доме культуры, Екатерина Николаевна взяла на себя часть общественной нагрузки. Однажды она подметила, что местная детвора любит играть в футбол в центре села. В ходе игры мяч всегда попадал в окна ближайших домов. Взрослые игрокам делали замечания и всячески старались разогнать расшалившуюся компанию. Но так как другого места для игр у них не было, ребята вновь возвращались туда. Тогда Екатерина решила: « Игровая площадка будет!» Самое удобное место для детской площадки выбрали на территории совхозных гаражей. После полученного разрешения вмиг был организован субботник совместно с родителями. Площадь расчистили от ненужного хлама. Дети с удовольствием перенесли свои игры на новую площадку, где они уже никому не мешали (в настоящее время — «Нуожарви»).

Энергичная женщина взяла на себе организацию строительства часовни Николая Чудотворца в центре Крошнозера (единственная действующая на тот момент часовня находилась в Котчуре, в удалении от села). И снова закипела работа: в лесу раздавался звук работающей техники и стук топоров, летела стружка со свежих досок. Вот уже и стены часовни стоят. Завершающим этапом строительства сооружения послужила установка сверкающей золотом маковки с крестом. Через полгода в нарядной часовне отец Виктор (Трукшанин) отслужил первую службу...

Екатерина не умела работать вполсилы — она полностью отдавала себя работе и людям, не обращая внимания на усталость и плохое самочувствие. Здоровье все чаще стало напоминать о себе. С работы она решила уйти, чтобы наконец-то сменить ритм жизни: отдох­нуть, посвятить время родным, порыбачить в тишине и сходить за ягодами. Но не успела — страшный диагноз (рак) внес свои «коррективы»: она почти не вставала с кровати. В последние дни жизни Екатерину Николаевну удостоили звания Почетный гражданин Пряжинского муниципального района.

Алина ГАПЕЕВА