Если автобуса нет...

Ситуация с пассажирскими перевозками в районе давно перетекла в настоящую проблему. Часами мерзнуть на остановке зимой, брести пешком по темноте, чтобы добраться до вожделенного транспорта, — такие неурядицы для жителей района стали делом практически обыденным. Это хорошо еще, если рейс, указанный в расписании, не будет отменен...

В принципе, это не проблема даже — а следствие... Следствие обнищания ГУП РК «Карелавтотранс» и ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» с солидной кредиторской задолженностью, высокой изношенностью автобусного парка (а чтобы купить новые автобусы, нужны средства). Если учесть нелегальных перевозчиков, которые перетягивают на себя основную массу пассажиров, а также рост цен на топливо, то все становится еще более критичным. По информации Минтранса Карелии (вследствие всего вышеперечисленного), только с октября по январь более 700 рейсов было сорвано.

На погашение существующих долгов постоянно выделяются многомиллионные кредиты (только в конце января из бюджета республики выделили 21 млн рублей (в конце 2018 года — 15 млн, при задолженности, которая составляет более 43 млн рублей). На помощь приходят и школьные автобусы, принятые на баланс предприятия. Также министр по дорожному хозяйству, транспорту и связи Карелии Алексей Кайдалов, на сессии Заксобрания, состоявшейся в конце января, рассказал о том, что в адрес председателя правительства России Дмитрия Медведева направлена просьба о выделении 97 миллионов рублей из резервного фонда на приобретение 17 автобусов. При этом министр заверил, что в 2020 году предприятия смогут приносить прибыль...

Пока же людям остается писать петиции в прокуратуру, переживать из-за постоянных нарушений в расписании автобусов и готовиться выкладывать кровные за такси — в самом крайнем случае. Вот и святозерцев — отменой очередного рейса удивить трудно, кто-то даже свое утро вынужден перестраивать в зависимости от того, отменили ли запланированный автобус или нет.

«Меня как работающую в Пряже особенно беспокоит утренний рейс, который выполняется с завидной нерегулярностью. Мое утро начинается со звонка в справочную автовокзала, дальнейшие действия зависят от их ответа. При положительном ответе — «автобус вышел», я спокойно собираюсь на работу, при отрицательном — судорожно вспоминаю тех, кто ездит на машине, кому ко скольки на работу(т.к. мне к 8.00) и звоню, уточняя, есть ли у них свободные места. Вечерним рейсом не пользуюсь, рабочий день до 16.00,а автобус ближе к 19.00 — хочется домой пораньше попасть. Нерегулярность рейсов привела к тому, что люди заранее стараются найти того, с кем можно приехать в Святозеро или с кем уехать, не надеясь на общественный транспорт. Поэтому говорить о рентабельности рейса не приходится. При этом автобус, когда приходит, очень холодный, пар изо рта идет, успеваешь промерзнуть до Пряжи, не говоря уже о тех, кто едет в Петрозаводск. Услугами такси стараемся не пользоваться — очень ценники велики, договариваемся с местными «по цене билета» (для сравнения: билет на автобусе стоит 71 рубль, на такси — 350 рублей)», — сообщила жительница Святозера Любовь Иванова.

Ксения СОРОКИНА