Маленькие школы не нужны?

В минувшую пятницу в Общественной приемной главы РК в Пряже провел личный прием граждан министр образования Карелии Александр Морозов. Редакция газеты «Наша жизнь» не упустила возможность задать свои вопросы высокопоставленному чиновнику.

— Александр Николаевич, уже в мае этого года министр образования и науки РФ Ольга Васильева анонсировала масштабную реформу школьного образования в России — за три года вывести все школы страны из муниципального подчинения и передать их государству. Какие преимущества и риски повлечет за собой принятие такого решения?

— Министр Ольга Васильева говорила о том, что в течение трех лет в ряде регионов будет апробирована такая идея. И я полностью согласен с предлагаемой реформой. Передача школ с муниципального уровня на региональный позволит создать действительно единое образовательное пространство. Муниципальной власти трудно справляться с финансированием содержания зданий школ. Ситуация сейчас складывается таким образом, что у директора школы есть учредитель, которого вопросы качества образования могут интересовать меньше. Министерство образования, как орган контроля, вправе вмешаться в деятельность школы один раз в три года при проведении плановой проверки. В остальное время у министерства практически нет прямых механизмов влияния на ситуацию в школе.

— Станет ли Карелия пилотной площадкой, где школы начнут переводить на региональный уровень?

— Карелия не станет площадкой для реализации пилотного проекта. Для его апробации потребуется создание восьми межрайонных государственных органов управления образованием, что повлечет увеличение штата министерства. За счет ликвидации муниципальных органов управления это не удастся сделать, поскольку дошкольное и дополнительное образование останутся в компетенции района.

— Как в будущем такая реформа может сказаться на маленьких школах в небольших населенных пунктах?

— С позиции республиканского уровня управления не важно количество детей в школе, важно качество образования, которое школа дает. Мониторинг показывает, что в малокомплектной школе возможно выстроить эффективную систему образования лишь с 1 по 4 классы. С 5 по 11 классы такая школа качественного образования не дает Задача системы образования — дать ребенку конкурентоспособное образование, а не бороться с безработицей в конкретном поселке и заниматься содержанием здания образовательного учреждения.

Возьмем для примера Святозеро. В 70-80-е годы и в голову никому не приходило в этом селе учить детей в 9-10 классах. После окончания основной школы подростки получали среднее образование в Пряже, жили в интернате. Кстати, на начало 80-х годов в республике было порядка 50 интернатов со средней мощностью 100 человек, на сегодня у нас 6 интернатов со средней мощностью 20 человек.

Для получения хорошего образования необходимо, чтобы со старшеклассниками работало порядка 18 учителей— предметников. Где их столько найти в небольшом селе?

— В детских садах Чалны и Матросов существует нехватка мест. Кроме того, сами здания не соответствуют необходимым требованиям по содержанию детей. В связи с отсутствием средств на эти цели, администрация Пряжинского района неоднократно направляла соответствующие обращения в Министерство образования. Включены ли данные объекты к какую-либо федеральную программу?

— В соответствии с законодательством организация и обеспечение дошкольного образования, в том числе содержание зданий, строений и сооружений, является ответственностью органов местного самоуправления. При этом напомню, что на территории Пряжинского района в 2013-2014 годах за счет федеральных средств был создан детский сад в Пряже в здании санаторной школы, всего при поддержке федерального и регионального бюджетов в Пряжинском районе было создано 135 дополнительных мест.

Министерство образования рассматривает вопрос включения строительства детского сада в п. Чална в различные программы, но сегодня в федеральные программы включены лишь школы. Поэтому при отсутствии финансовых средств муниципальной власти необходимо искать другие пути решения проблемы, например, осуществлять подвоз детей, развивать вариативные формы дошкольного образования, например, в форме семейных групп, групп кратковременного пребывания детей.

— Учителя школ в большинстве своем считают, что майские указы президента 2012 года, нацеленные на повышение заработной платы, до сих пор нельзя назвать выполненными. Показатель по заработной плате педагогов рассчитывается в том числе и с учетом компенсации за коммунальные услуги. Как Вы оцениваете объективность этого показателя?

— Согласно майским указам, заработная плата должна была быть доведена на физическое лицо до среднестатистической в регионе. Карелия с этой задачей справилась. В сравнении с 2011-2012 годами заработная плата педагогов реально выросла. Наблюдается приток молодых учителей в школы, а также мужчин (чего не было с середины 80-х годов), и это стало закономерным результатом работы по повышению заработной платы. Хотя с учетом бюджетной обеспеченности региона это трудно было сделать. Примерно 60% расходной части бюджета республики — это социальные выплаты, часто нарушающие принцип адресности. Моя личная позиция — выплата компенсаций за коммунальные услуги должна производиться по нормативу затрат, а не по фактическим расходам.

Нельзя забывать, что заработная плата педагога зависит и от нагрузки (если педагог в малокомплектной сельской школе работает на 0,3 ставки, то он, конечно, не будет получать заработную плату равную средней по региону). В дальнейшем, безусловно, внимание к заработной плате будет оставаться самое пристальное.

Беседовала Ольга ИВАНОВА