Оптимизация под знаком качества?

Малокомплектная школа — последний пункт на пути угасания поселков, сел и деревень. Уходят в небольших карельских поселках в небытие совхозы, крупные и мелкие производства. Но когда исчезает школа — жизнь в поселении замирает: нет обновления — нет будущего. Как новые законодательные инициативы скажутся на небольших школах Пряжинского района и напрасны ли опасения родителей?

Ученики плюс время и количество

На заседании Законодательного собрания Карелии 15 декабря в результате повторного голосования в закон «Об образовании» все-таки была внесена поправка, касающаяся определения малокомплектной школы. Раньше республиканский закон при определении малокомплектности руководствовался только численностью учащихся. Теперь будут учитываться и другие параметры, такие, как отсутствие транспортной доступности другой школы, время подвоза к ней (оно не должно превышать 30 минут), средняя наполняемость классов, классов-комплектов начального общего и основного общего образования должна составлять не более 9 человек. Также в малокомплектной школе не может быть параллельных классов.

Несмотря на предварительные обсуждения законопроекта в комитете карельского парламента по образованию, культуре, спорту и делам молодежи, на заседании он все же вызвал жгучую полемику, которая выявила наличие проблемных зон.

Для более качественного образования, ради которого и будут оптимизированы некоторые, по словам министра образования Александра Морозова, «искусственно созданные» малокомплектные школы, предполагается объединение в рамках одного урока нескольких классов, в которых будет преподавать один учитель! Александр Морозов при этом апеллирует к практике, которая бытовала в советской школе. Однако карельские педагоги не согласны и выразили свою точку зрения: мол, любой учитель-практик скажет, что такая форма преподавания недопустима.

Интересен и тот факт, что на момент голосования изменения в закон уже были учтены в бюджете на 2017 год.

Определение «малокомплектная школа» давно нуждалось в конкретизации. Действительно, в погоне за финансированием не все школы заботились о качестве образования. Обеспечить маленькую сельскую школу грамотными педагогами трудно, и с этим не поспоришь. Однако обсуждение закона со специалистами, учителями-практиками позволило бы уменьшить неблагоприятные последствия введения нового определения еще на стадии обсуждения. Теперь же вопрос о внесении в перечень малокомплектных образовательных организаций той или иной школы будет рассматриваться специально созданной рабочей группой.

Школу можно спасти

— Необходимость определения «малокомплектная школа» возникает, в первую очередь, для того, чтобы разработать по отношению к таким школам особый норматив финансирования. Определение, которое существовало ранее и базировалось на численности учащихся, породило большое количество школ, в которых далеко не всегда статус малокомплектной был оправдан, а содержание этих образовательных учреждений весьма затратно. В условиях экономии и оптимизации такой подход недопустим, — уверена замглавы администрации Пряжинского района Татьяна Сеппянен. — По предыдущему закону, в нашем районе малочисленными школами, которые поддерживались повышенным нормативом из бюджета Республики Карелия, являлись четыре учреждения образования — Святозерская, Улялегская, Крошнозерская и Савиновская школы. После утверждения нового законопроекта стало очевидно, что Святозерская школа больше не будет считаться малочисленной.

По словам Татьяны Сеппянен, специалисты района провели дополнительную работу с министерством образования по включению в список малокомплектных Савиновской школы. На основании того, что в школе существует дополнительный подвоз, и не все дети, которые обучаются в Савиновской школе, проживают непосредственно в Савинове (есть ученики, которые добираются в школу из Каскессельги, расположенной в семи километрах от деревни Савиново), и время подвоза превышает 30 минут, она была включена в этот перечень. Что касается Святозерской школы, то применение в качестве основного критерия «доступность иной образовательной организации» автоматически исключает ее из перечня малокомплектных, так как она находится в 15 минутах езды от более крупной Пряжинской средней школы. Это не значит, что Святозерская школа будет присоединена к Пряжинской или вовсе закрыта. Так горячо обсуждаемые нормативы используются в межбюджетных отношениях для расчета общего объема субвенции, который позволяет финансировать всю сеть учреждений района. Формированием сети образовательных учреждений занимается муниципалитет. И даже если школа не получает поддержки за счет повышенного норматива, то ее можно, а в случае со Святозерской школой, по мнению Татьяны Сеппянен, нужно сохранить — за счет перераспределения субвенции, которая в этом году увеличится на 8,5 миллионов рублей. Кроме того, всем муниципалитетам будет предусмотрена отдельная субсидия на подвоз детей к месту учебы и медосмотры педагогических работников, на эти цели из бюджета республики Пряжинскому району дополнительно будет выделено еще 2,8 миллиона рублей.

Ксения СОРОКИНА