От процветания до небытия

В мае 1962 года решением бюро РК партии вопреки моему желанию (я работал заместителем директора и преподавателем в Матросском училище № 12) меня направили в Пряжинский зверосовхоз на должность главного инженера-механика.

Коллективный труд

Кроме старой кузницы никакой производственной базы не было. Было 7 тракторов, к ним несколько плугов, борон, 2 сеялки, культиватор и 2 картофелешвырялки. Еще 10 автомашин разных марок. В звероводстве — примитивная кормокухня и холодильник, заваленный опилками, с маломощными холодильными установками. Месячная ставка главного специалиста была 140 рублей, из них в течение года выплачивалось 70 %; остальное — в конце года, при условии выполнения плановых показателей.

Шли годы напряженного труда коллектива, хозяйство расширялось и крепло по всем направлениям: звероводство, животноводство, растениеводство, строительство, механизация. К 2000 году создана материально-техническая база зверосовхоза (впоследствии ЗАО): кормоцех для звероводства с оборудованием 60 тонн в сутки кормов в виде фарша из мясокостных, рыбных и прочих продуктов; 2 холодильника емкостью 10 000 тонн с автоматическим управлением; забойный пункт с механизацией первичной пушнины, шедовое хозяйство для содержания зверей, котельная на звероферме и квартальная котельная в жилом секторе, коровники на 400 голов и телятник на 200 голов в Пряже, в Маньге — бычатник и свинарник, 2 ангара для досушки прессованного сена с активной вентиляцией, бетонные траншеи для заготовки силосной массы, сенажа, консервации корнеплодов, картофелехранилище.

Выстроена производственная база мехцеха с необходимым оборудованием и оснащением для ремонта и обслуживания техники. Все работающие автомашины (автокран, трактора, экскаваторы, погрузчики) в холодное время года находились в отапливаемых помещениях. А было к тому времени более 30 тракторов и более 50 единиц автотехники. 2 сарая-навеса построили специально для хранения сложных и дорогих сельскохозяйственных машин. Создана строительная база: пилорама, столярная мастерская, оборудованная всеми необходимыми деревообрабатывающими станками, складские помещения для хранения строительных материалов.

Были построены и оборудованы хлебозавод, молокозавод, пивзавод. Построено 250 квартир, выполнены работы по устройству инженерных сетей жилого массива. В составе коллектива стройцеха насчитывалось более 60 человек разных специальностей: лесозаготовители, столяры, строители, сантехник, жестянщик, сварщик. Все работы выполнялись своими силами. Необходимую помощь в работе оказывали механизаторы: крановщики, экскаваторщики, бульдозеристы, шоферы, трактористы, ремонтники. У истоков создания строительного участка стояли Кошкин Ф.А., Дешин И.Ф., Суворов А.С. В 1970 году пришел молодым мастером, позднее стал руководителем стройсцеха ныне заслуженный работник сельского хозяйства РК Шалгунов В.В.

Надо сказать, что рабочие стройцеха, кроме строительных работ, выполняли большие объемы работ по разгрузке вагонов, погрузке на автотранспорт, укладке в холодильники кормов для зверей. Кормов поступало более 200 тонн в месяц, и надо было все в считанные часы разгрузить и вывезти, чтобы не получить большие штрафы за простой вагонов. Водители автомашин совершали по 5 рейсов из Петрозаводска в Пряжу. Рабочий день длился 15-18 часов.

В.В. Шалгунов выражает уверенность, что в памяти жителей Пряжи останутся следующие фамилии: Фурс Н.Л., Иванов Н.И., Михайлов Г.Н., Карху Р.М., Шороховы (Владимир, Виктор, Алексей), Бондарев И.Я., Кузьмин А.Г., бригадир, Механиков А.А., Миронов Ю. и многие другие. Считает невозможным забыть участие в строительстве механизаторов Ярцева Е.Г., Тямкова С.В., Мартынова А.Г., Виролайнена М.А.

Механизация

Основными показателями работы зверосохоза были количество и качество производимой пушнины, молока и мяса. В свое время мы выращивали картофель на реализацию, морковь, капусту, корнеплоды для скота и зверей.

За весь период работы предприятия трудилось 7 главных агрономов: Блинов Ф.В., Казначеев М.Л., Куроедов А. Г., Фомина Л.П., Никитин А.А., Ульянов И.В., Голяк А.В. Со всеми я работал. На мой взгляд, эффективнее отрасль была при Казначееве Л.В. и при Фоминой Л.П.

Чтобы облегчить жизнь работников, повысить производительность труда и качество продукции, в производство внедряли новую технику. Между тем, не всегда новое принималось доброжелательно со стороны руководителей и рабочих. Так, в 1965 или 1966 году шла заготовка сена. В те годы в основном все делалось вручную. Проходила уборка сена в Ригсельге силами женщин бр. Маньга. К месту стогования сено подвозили волокушей на конной тяге. Отправил трактор с коновозом, женщины стали выгонять, так как якобы он лишает их заработка.

Производственный процесс содержания скота и зверей непрерывный. Сломался механизм в поении или кормлении скота или зверей — убытки. Сломался прессподборщик сена или силосуборочный комбайн — убытки, так как сроки заготовки кормов ограничены и т.д. За все годы моей работы каждый телефонный звонок — это сигнал беды.

Корма для зверей возили не только по железной дороге, но и автотранспортом из разных городов и республик СССР, в частности, Волгограда, Молдавии, Мурманска. В хозяйстве были авторефрижераторы «Шкода» г/п 16 тонн. Естественно, во время командировок возникали поломки. Однако достать запчасти можно было только на базе в Москве. Обязанность по созданию запасов запчастей для всех 20 зверосовхозов трест возложил на меня.

Зимой в степи под Волгоградом у водителя «Шкоды» Ярцева Е.Г. отказал двигатель. Позвонил мне, сообщил, что замерзает, но машину бросить не может, так как она загружена мясными кормами, а водитель несет ответственность за сохранность груза. В свою очередь, я отправил туда тягач. Попробуйте представить буксировку зимой тяжелой автомашины на такое расстояние...

Промышленное звероводство в стране в 60-е годы прошлого века только зарождалось, техника и оборудование для него изготавливалось на допотопном предприятии. Кое-что изготавливали в мастерских совхоза: фаршемешалку, корморазвозчики, механизм для рубки крупных костей. Кое-что закупали в Финляндии. Для комплектации запчастей приходилось налаживать связи с ОТЗ, Тяжббумашем. Позднее, в период так называемой «Перестройки», удалось выйти даже на знаменитую «Звездочку» в городе Северодвинске (там создавали атомные подводные лодки).

В памяти сердца

С глубокой благодарностью вспоминаю людей, с которыми прожиты лучшие годы жизни. Большинства из них сегодня, к сожалению, нет с нами.

Первый день посадки картофеля. Событие торжественное. Трактористу Серову Н.И. как наиболее опытному поручена работа на картофелесажалке, а он слегка опаздывает на разнарядку. Прибегает нарядный после празднования дня рождения, извиняется, заводит трактор, уезжает. Через несколько часов еду в поле, чтобы посмотреть на работу тракториста. Трактор узнаю, а Серова Н.И. не очень. Весь в мазуте, в земле, но бодрый и веселый, и работа спорится.

Праздничным светом в памяти озарены азартные соревновательные работы механизаторов в полеводстве, вывозка и внесение удобрений, вывозка кормов в звероводстве, подготовка техники с подведением итогов соревнований, вручением вымпелов и премий. Среди совхозов наш коллектив, как правило, был в лидерах.

В индивидуальном соревновании в республике лучшим пахарем признали Рубана В.А., нашего тракториста. На соревнованиях водителей в районе и в республике наши работники занимали призовые места: 1 место Ярцев Е.Г., 2-е — Титов В.И. Коллектив рационализаторов (чаще всего механизаторы) занесен в книгу почета областного комитета профсоюзов. Мне доводилось получать 1-ю премию в республиканском конкурсе «Труд — на плечи машин».

Никогда не забуду токаря Минина Н.Ф., он подростком на ящике из-под снарядов стоял у станка во время войны. Мастер был непревзойденный: и токарь, и сварщик, и электрик. Мог оживить любой мотор, при этом талантливый баянист. Обратился к нему механизатор с просьбой выточить болт, объясняя «заковыристо» его параметры. Николай Федорович спросил: «Куда хочешь поставить?» И после этого деталь выточит — загляденье.

Кузнец Бачинский П.Т. в своем мастерстве вырос на глазах и заработал уважение механизаторов. Кузнец Васильев В.Е. был ответственным за подготовку сельскохозяйственных машин. Если они ломались в поле из-за некачественного ремонта, то устранял дефекты за свой счет. Бывало, проходишь мимо кузницы и слышишь песню — работа у Васильева ладится и на душе радость. Даже будучи на пенсии, никогда не отказывался выполнить кузнечные работы. Терентьев М.П. работал столько, сколько требовалось, и обладал беспредельной добротой. Газоэлектросварщик Савин В.М. в мастерских работал один, но когда ушел на пенсию, вместо него стали работать два человека, но успевали делать меньше и выполняли работу не так качественно. Мастер-наладчик Самойлов А.Н. — опытный механизатор. Правда, имел губительную слабость. Хорошо работали трактористы: Петровский, Иванов Б.И., Соров И.И., Игнатьев Б.И., Боровов В.А., Ярцев А.Г., Бобрусев В.А., Алекссев А.Ф., Виролайнен М.А., Васильев П.Е.; водители: Ярцев Е.Г., Власов И.В., Рухтоев П.А., Мартынов А.Г., Рухтоев В.П., Явьян Н.Н., братья Дмитриевы Тауно и Валерий, Боровов А.В., Иванов В.Р.

Машинист холодильных установок был всего один: сын первого директора Мартынов В.Г., с которым удалось настроить установки на работу в режиме автоматики и сократить 3-х машинистов. Мартынов принимал все аварийные звонки и устранял неполадки независимо от времени суток. А мы по итогам года получали достойную компенсацию. В последние годы и до последних дней совхоза машинистом холодильных установок работал Фишков В.

С особой благодарностью вспоминаю своих помощников: инженеров Власова С.К., Байдюкова В.В., ныне здравствующих. Цимерман Л.П., живущего сейчас в Германии, работавшего заведующим гаража, а потом замдиректора Савельева А.В. Царствие ему небесное.

Низкий поклон всем здравствующим и ушедшим в мир иной труженикам нашего общего хозяйства.

Особый вклад в развитие звероводства внес главный зоотехник, кавалер многих наград, заслуженный работник сельского хозяйства России Кузнецов К.В. С 1960 годов до выхода на пенсию он вместе с помощниками зоотехниками-селекционерами Казначеевой Д.М. и ее дочерью Ольгой довел качество пушнины до мировых стандартов, о чем свидетельствует множество дипломов и кубков. К.В. Кузнецов даже вывел новый вид норки с оригинальным мехом. Свою лепту в успехи звероводства и животноводства внесли и главные ветврачи: Зайцева А.Я., Иванов Н.А., Павловский П.Ч.

Мне довелось работать со многими руководителями. Обо всех сложилось свое мнение. Так, Мартынов М.Г. — самобытный человек, хозяин. Гурьянов В.В. — демократ, либерал, работал недолго. Титов М.В. — почетный гражданин Пряжи — умный, простой. Во время его руководства предприятие добивалось наивысших показателей. Он позволял главным специалистам полную самостоятельность в работе. При нем велась в коллективах всесторонняя учеба рабочих и специалистов.

Колоушкин В.П. много времени отдавал депутатской работе, отстаивая интересы предприятия и сельского хозяйства республики в целом. Известно, что в мире не существует рентабельных сельскохозяйственных предприятий без дотации государства. В правительстве об этом не подумали, и мы, как и все сельхозпредприятия, оказались «у разбитого корыта».

Юрий ХРЕБТОВ,
заслуженный работник сельского хозяйства РК