Пряжинский район. В зоне перспектив?

На прошлой неделе в Этнокультурном центре Пряжинского района состоялось выездное заседание Общественной палаты РК по теме «Развитие Пряжинского национального муниципального района в контексте национального проекта «Образование». Органы государственной власти, педагоги, представители муниципальных и некоммерческих организаций и просто неравнодушные люди собрались за круглым столом, чтобы обсудить проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются сельские школы.

Как показывает практика, школа не может существовать вне «контекста». Экономика определяет качество жизни района: нет работы — нет перспектив — развитие возможно лишь в «точках роста», в рамках отдельных проектов, за счет активности местного населения, организаций.

Но как говорить о целостном развитии района, в котором не хватает рабочих мест и крупных предприятий, где школа — это не просто место, где сеют разумное, доброе, вечное, но и последний реальный работодатель, когда работа закончилась в принципе (как бы абсурдно это не звучало)? И что такое современное образовательное учреждение без стабильного интернета или с печным отоплением? Оксюморон? Поедут ли молодые педагоги в село за лучшей жизнью?

Именно о «точках социально-экономического роста Пряжинского района» говорила и.о. министра экономического развития и промышленности РК Виктория Игашева в своем вступительном докладе.

Высокий уровень безработицы (на 1 сентября текущего года — 1, 7%), несколько предприятий, часть из которых едва держится на плаву, как Ведлозерский совхоз. Активно развивающиеся малое и среднее предпринимательство, для которого предусмотрено большое количество мер государственной поддержки. Туризм, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, изделий народно-художественных промыслов — сферы неограниченных возможностей развития. Однако помимо предпринимателей, фермеров, пенсионеров (и детей) есть порядка 6 тысяч работоспособного населения района, а еще нестабильное автобусное сообщение, которое, при отсутствие личного автотранспорта, значительно затрудняет поиск работы в соседних населенных пунктах. К сожалению, проблемами с общественным транспортом, которые зачастую произрастают из экономической невыгодности (обуславливаемой «золотым» бензином и не таким большим количеством людей, которые ежедневно нуждаются в предоставляемой услуге), дело не ограничивается. Возникают проблемы с подвозом детей к образовательным учреждениям и вопросы к качеству отдельных участков дорожного полотна, предусмотренных для подвоза. Вопросы, которые раз от раза поднимает, к примеру, директор Ведлозерской школы Екатерина Евсеева. Но помимо этого, представители Ассоциации сельских школ обеспокоены ситуацией, сложившейся с подвозом дошкольников из поселка Новые Пески в эссойльский детский сад «Теремок». В настоящее время решается вопрос о заключении договора на частный подвоз детей, а с 1 ноября ребят будет подвозить школьный автобус. Вопрос находится на контроле у главы районной администрации.

Есть в районе и примеры демографического «бума». Так, поселок Чална нуждается в современном здании детского сада, ввиду большого количества детей, нуждающихся в услугах дополнительного образования. В данный момент, по поручению главы Карелии Артура Парфенчикова, на территории поселка ищут земельный участок, на котором можно было бы разместить дошкольное образовательное учреждение на 300 мест.

Интересные возможности для развития сельских школ предполагает национальный проект «Образование». О них поведала первый заместитель министра образования РК Наталья Кармазина. Так, уже в 2020 году в Пряжинской и Эссойльской школах должны появиться «Точки роста» — современное образовательное пространство, оборудованное в соответствии с федеральными стандартами, в том числе с точки зрения технической оснащенности, которое будет использоваться для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей (предполагает рабочие зоны по технологии, информатики, ОБЖ, шахматную гостиную и пр.). Также через год в некоторых школах района (Ведлозерской, Чалнинской, Матросской, Пряжинской) можно будет говорить о современной цифрой образовательной среде. Речь идет о закупке современного оборудования, создании образовательной платформы, развитии онлайн-обучения. В 2021 году проект будет реализован в Эссойльской и Святозерской школах.

Пряжинский район — это не только проблемы, но и инициативы. Об успешных проектах и возможностях развития местных территорий усилиями активистов и местного сообщества рассказала руководитель фонда «Мельница» Екатерина Ефремова. О проекте «Киндахат», поворотном для отдельно взятой деревни Киндасово, поведала представитель фонда «Вместе» Юлия Толмачева.

Работу круглого стола оценивали приглашенные эксперты: ректор Карельского института развития образования Ольга Дъячкова, директор Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета Римма Ермоленко и заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы ПетрГУ, исполнительный директор Ассоциации сельских школ РК Зинаида Ефлова. Эксперты высоко оценили работу некоммерческих и образовательных организаций на территории района. Однако Зинаида Ефлова в своем выступлении подчеркнула, что говорить о системной работе пока рано. Но «пионерский» опыт Пряжинского района единогласно решено считать положительным.

Ксения СОРОКИНА