Реквием по воде

В минувший понедельник в Пряжинском центре досуга и творчества был полный аншлаг, воздух буквально разрывался от оваций, карельские чиновники и представители организаций и бизнеса уверяли местных жителей, что несмотря на ряд наболевших проблем, существующих в поселке, никаких серьезных поводов для беспокойства нет. Ну, заплатили в очередной раз по некорректным квитанциям за коммунальные услуги, так ведь это просто сбой системы. У МУП «КУМИ» есть проблемы с лицензией на исследование недр, но и это дело решаемое. А что касается водопровода в северную часть поселка, то, возможно, в скором времени люди, которые там проживают, наравне со всеми смогут наслаждаться благами цивилизации.

Чехарда с квитанциями

На протяжении нескольких месяцев в Пряже продолжается неразбериха с квитанциями на оплату ЖКУ.

Как пояснила Нина Иванова, начиная с февраля текущего года квитанциями по оплате холодного водоснабжения, водоотведения, капремонта и обращения с ТКО ведает АО «ЕРЦ РК». С приходом этой организации местные жители должны были сообщить МУП «Пряжинская КУМИ» показания приборов учета за определенные месяцы, а также предоставить паспорта на приборы учета. Большинство граждан постарались своевременно предоставить все данные, даже если для этого приходилось отпрашиваться с работы и по нескольку часов отстаивать в очередях. При этом стоять в очередях приходилось в буквальном смысле — преду­смотреть стулья и скамейки хотя бы для пожилых людей удалось далеко не сразу. Казалось бы, такое упорство должно было увенчаться квитанциями с корректными данными, но не тут-то было... Путаница в квитанциях продолжается по сей день.

Некоторые жители поселка приходили в КУМИ до пяти раз, чтобы хотя бы в марте оплатить счета, как положено. Тем не менее, с платежами происходили невероятные вещи: плата за капитальный ремонт и ТКО начислялась больше, возникал долг, а при оплате за водоснабжение откуда-то появлялась переплата (и это при наличии отдельных счетов по каждой услуге). Люди, которым положены льготы, из-за сбоев в системе их теряли.

 Еще более катастрофичная ситуация возникла с привозной водой, которую некоторые пряжинцы безуспешно ждали в течение пяти дней. Телефон, указанный в квитанциях, между тем красноречиво молчал. Онлайн платежи становились еще одной проблемой, когда вместо того, чтобы оплатить отдельно воду, отдельно услугу по вывозу ТКО, система предлагала оплачивать только водоснабжение два раза (при наличии разных лицевых счетов).

Жительница Пряжи в рамках решения проблемы предложила даже создать абонентскую службу, которая занималась бы как начислением корректных платежей, так и пломбировкой и проверкой приборов учета.

Первый заместитель генерального директора АО «ЕРЦ РК» Роман Басалаев в ответ на столь веские претензии напомнил, что организация работает в районе сравнительно недавно и вся эта неразбериха — результат деятельности предыдущей организации. Он подчеркнул, что до сих пор АО «ЕРЦ РК» не располагает достоверными сведениями о показаниях всех существующих приборов учета и далеко не все жители предоставляют показания вовремя. Представитель организации пояснил также, что опломбировка и проверка приборов учета — это обязательства снабжающей организации. А все показания (заявления от жителей), поступившие в адрес организации, обработаны в полном объеме.

В то же время Роман Басалаев попросил с пониманием отнестись к тому, что трудно (или невозможно? — прим. ред.) по телефону связаться с расчетным центром, в связи с тем, что обращения поступают из Петрозаводска, Прионежского и Пряжинского районов. И в качестве шага навстречу указал, что теперь в Пряже есть сотрудник организации, который в случае проблемы может дать консультацию.

Нина Иванова, в свою очередь, заметила, что когда те же самые услуги оказывал ООО «Расчетсервисгарант», то никакой путаницы с квитанциями как раз и не возникало. Вместе с тем, когда в 2017 году АО «ЕРЦ РК» уходило, проблемы были.

Житель Пряжи Владимир Махов заострил внимание присутствующих на том, что даже сотрудник АО «ЕРЦ РК», находящийся на месте, не может зайти в базу. То есть отдавая корректные показания счетчика, через какое-то время люди получают квитанции с абсолютно некорректными цифрами.

Из слов представителя расчетного центра выяснилось, что организации для того, чтобы прийти к идеальной работе «объективно» необходим «переходный период» и АО «ЕРЦ РК» делает все для того, чтобы обращения жителей были своевременно обработаны.

А пока этот период продолжается люди, по всей видимости, могут вносить оплату за воздух. И даже если есть проблемы с квитанциями или они приходят со значительным опозданием (или не приходят вовсе, такая проблема возникает у частного сектора), то это не отменяет того, что начисляются пени.

Чтобы прекратить пустое сотрясение воздуха, заместитель министра строительства, ЖХК и энергетики РК Анна Борчикова дала организации вполне конкретные поручения, в числе которых значилось, что к 10 мая организация должна предоставить гражданам корректные квитанции и при обращении жителей в расчетный центр предоставить возможность на месте перепечатать квитанцию, если там указаны неверные данные.

Глава администрации Пряжинского района Роман Петров дал пояснения по проблемам, связанным с привозной водой. По его словам, из-за состояния водовозки, которая дышит на ладан, от имени районных властей было написано обращение в адрес Минстроя РК, которое получило положительную резолюцию. Так, в конце мая в рамках подготовки к отопительно-зимнему периоду району будет выделено порядка 5 млн рублей. Более 2 млн из этих средств планируется потратить на приобретение новой водовозки.

В завершении обсуждения вопроса пенсионерка Зинаида Малафеева попросила районные власти обратить внимание на проблему, связанную с неразумным расходованием воды. На улицах Совхозная и Речная на месте колонок образовалась небольшая утечка — два маленьких ручейка, по которым деньги жителей утекают в никуда... На такой минорной ноте собрание перешло к одному из самых важных тем, обсуждаемых на сходе: не придется ли поселку в будущем остаться без питьевой воды?

В чьих интересах?

Депутат Совета поселения Алексей Голяк рассказал о том, что 10 лет назад в Пряже с привлечением финской стороны реализовали проект, результатом которого стала чистая питьевая вода, текущая из кранов. Для того, чтобы добиться такого результата, в подземном водоеме под сосновым бором пробурили скважину, которая и питает поселок по сей день.

В этом году начать промышленное использование этой воды (во вполне коммерческих целях) решила компания АО «Славмо». Проверка, которая была проведена депутатским корпусом, показала, что неподалеку от основной («поселковой») скажины компания уже пробурила еще одну, пробную, скважину. При этом была зафиксирована прокладка пластиковой трубы. Депутат уверен, что поселок при таком соседстве рискует остаться без воды.

Еще большую озабоченность текущей ситуацией вызывает тот факт, что у МУП «Пряжинская КУМИ» не получена лицензия на недропользование, а в декабре текущего года заканчивается срок лицензии на исследование недр. Такая ситуация с лицензированием складывается с 2011 года.

В планах у АО «Славмо», по информации представителя организации, оформить лесной участок для размещения скважины, а на территории Пряжи построить разливочный цех (всенепременно с рабочими местами), получив лицензию на геологоразведку. Первоначально предприятие планирует «забирать» от 20 до 50 кубометров воды в сутки, на нужды Пряжи уходит около 500 кубометров.

По данным финских стороны, озвученным на собрании Владимиром Маховым, который занимался строительством первой скважины, залежи воды на тот момент составляли 1200 кубов. То есть, при наличии постоянного оттока воды, если в Пряже построят новые дома, то воду для них просто будет неоткуда взять.

Роман Петров сообщил, что в июне из средств районного бюджета на получение лицензии для управляющей компании выделят более 1,5 млн рублей. Но не будет ли слишком поздно? Ведь получение лицензии — дело не одного месяца.

Пока же лицензии нет и зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения не определены, руки у района связаны.

Глава Пряжинского района Галина Иванова пообещала, что депутатский корпус соберется в мае и средства будут изысканы своевременно. Тем не менее, уповать на чудо жители не намерены, они уже написали обращение в ОНФ, в адрес главы Республики Карелия и даже в администрацию президента Российской Федерации. Чем закончится противостояние частного бизнеса и жителей целого поселка покажет время.

Желанный и недостижимый

Водопровода в северную часть поселка Пряжа местные жители ждут в течение многих лет. Просветом в череде долгого ожидания стал тот факт, что строительство водопровода в поселке оказалось в федеральной целевой программе по подготовке празднования столетия республики.

Был проведен аукцион, его выиграла московская компания, но через некоторое время она отказалась проводить строительные работы. В связи с этим 3 декабря 2018 года вновь был объявлен конкурс, который выиграл ФСИН России. С момента заключения договора прошло более 3 месяцев, на счет подрядной организации были выделены средства в размере 70 млн рублей, однако строительные работы так и не были начаты. Вместе с тем, до 31 декабря 2019 года водопровод должен быть построен. Но до сих пор возникают проблемы с определением субпододрядчика.

Как пояснила заместитель министра строительства, ЖКХ и энергетики РК Анна Борчикова, денежные средства, выделенные подрядчику, не могут быть им использованы до тех пор, пока не будут предоставлены все необходимые документы. Она сообщила, что денежные средства находятся под защитой казначейского сопровождения, и уверила присутствующих, что, вопреки отставанию от графика, можно построить объект в установленные сроки.

Хочется надеяться, что на качество столь сжатые сроки не повлияют.

В целом в планах на этот год протянуть магистральную ветку водопровода (по улицам Советской и Зеленой). Водоотводов к частным жилым домам в этом году делать не планируется.

Разговор о вечном

В заключительной части собрания обсудили проблемы, связанные с вывозом ТКО. В частности, жителей и депутатов поселка интересовало, когда в открытом доступе, к примеру, на контейнерных площадках можно будет ознакомиться с графиком вывоза мусора. И почему крупногабаритный мусор нельзя вывозить непосредственно на свалку бытовых отходов, расположенную вблизи поселка Пряжа. Директор ООО «Автоспецтранс» Алексей Кузнецов обещал обсудить данную возможность с директором ООО «Полигон», а также пояснил, что для крупногабаритного мусора должны быть организованы специальные места вблизи контейнерных площадок.

Но о каких местах для складирования крупногабаритного мусора может идти речь, когда сами площадки до сих пор не оборудованы по всем нормам? Если мусор, который разносят собаки, птицы и ветер, разлетается по округе, превращая все в свалку? Если региональный оператор отвечает только за просыпавшийся во время погрузки мусор, у поселковых администраций и управляющих компаний нет денег, а надзорные органы ждут стопки заявлений с подписями? В то время как уборка вокруг необорудованной площадки — это пустая трата времени и сил. Неужели так и будем жить среди мусора, упираясь в нехватку средств и желания?

Ксения СОРОКИНА