Субботний стон: перейдет ли Пряжинская школа на пятидневку?

Олег СтепановВзрослые в основном работают пять дней в неделю, а вот пряжинские школьники учатся шесть дней в неделю. И споры, что лучше и комфортнее для детей — пятидневка или шестидневка — не утихают до сих пор. Стоит ли занимать субботу, спрашивают недоумевающие родители, если эти уроки можно раскидать по оставшимся дням недели? Почему школа так держится за 6-дневку? На эти вопросы отвечает директор Пряжинской школы Олег Степанов:

— В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» у каждого учебного заведения есть право самостоятельно устанавливать пятидневную или шестидневную учебную неделю, в зависимости от образовательной программы школы, частью которого является учебный план. При этом есть ряд федеральных, региональных, нормативно-правовых актов, которые распространяются на образовательные учреждения, и, как результат, самостоятельности у школы почти не остается. Основных документов два: «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (или СанПиН) и учебные планы. СанПиНами определена еженедельная учебная нагрузка для каждого класса, превышение которой недопустимо. Для первого класса — это обязательно пятидневка, а вот начиная со второго школа принимает решение о реализации образовательной программы либо в рамках пятидневной, либо в рамках шестидневной недели. Например, для пятого класса при пятидневке максимальная нагрузка составляет 28 часов, при шестидневке — 31. При сравнении учебных планов при пятидневной и шестидневной неделе разница составляет 3-4 часа в неделю. А закон «Об образовании в Российской Федерации», в свою очередь, определяет норму часов, необходимую для освоения образовательной программы. Полнота выполнения образовательной программы постоянно контролируется Министерством образования РК.

Учебный план школы состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и может быть использована на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся, предпрофильное и профильное образование, на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Если школа включает в свой учебный план предметы этнокультурного содержания, в частности, карельский и финский языки, то такой учебный план рассчитан только на 6-дневную рабочую неделю.

В малокомплектных сельских школах допускается изучение карельского, вепсского и финского языков в режиме 5-дневной рабочей недели, что к Пряжинской школе, как вы понимаете, не относится. Мы не можем убрать из учебного плана предметы национально-регионального компонента, т.к. тем самым мы лишим ребенка возможности изучать национальную культуру. Это, я считаю, неправильно, учитывая, что у нас район имеет статус национального. Кроме того, решение о том, изучать или не изучать родные языки, принимает не только школа, но и семья при поступлении ребенка в школу.

Если конкретно говорить про Пряжинскую школу, то у нас обычно 2 класса в параллели. Один класс обучается по учебному плану с региональным компонентом, а в параллельном классе, где нет этнокультурной составляющей, введены дополнительные предметы в соответствии с индивидуальными потребностями учащихся. Так, например, в 5б классе среди дополнительных часов — основы безопасности жизнедеятельности, элективный курс «Мы исследователи», курс «Наглядная геометрия», в 9 классе — дополнительный час русского языка для подготовки к ГИА, технология, математика. Если переходить на пятидневку, то этого объема часов у школьников уже не будет. Замечу, что дополнительные часы, начиная уже с 5 класса, в основном направлены на подготовку детей к итоговой аттестации.

Если ответить на вопрос с точки зрения эффективного использования бюджетных средств, то однозначно выгоднее пятидневка. При шестидневке дополнительных средств субвенции из республиканского бюджета нам не выделяется. Однако во главу ставится не финансовая экономия, а именно качество образования. Еще один важный момент, который я как руководитель учреждения и работодатель не могу не учитывать, это изменения в условиях трудового договора, ведь при переходе на пятидневку будет сокращено примерно 36-40 часов, а это как минимум 2 ставки учителей.

Хотя, на мой взгляд, дети должны учиться пять дней, а не шесть, ведь по сути выходным у наших ребят является время с вечера субботы до обеда воскресенья.

Можно ли вместить объем часов шестидневной недели в пятидневку и не нарушить требования СанПиНа? Как сохранить ставки учителей? Как сохранить возможность школьников более качественно готовиться к экзаменам или изучать родной язык? Вопросов много... Реализовать региональную часть учебного плана в рамках пятидневной учебной недели теоретически можно. Например, ряд предметов регионального характера можно интегрировать в другие предметы обязательной части учебного плана: народные промыслы можно интегрировать с технологией, природу Карелии — с биологией и географией и т.д. Но для этого должны произойти изменения в законодательстве в образовании на федеральном и региональном уровнях. Тогда мы разгрузим региональный учебный план и сможем перейти на пятидневку. Но пока это не в наших силах.

Еще хотел бы обратить внимание родителей, что в перегрузке детей не стоит винить только школьную 6-дневку. Ребенок после уроков, а шестой урок заканчивается в 14 часов, занимается и внеурочной деятельностью — посещает спортивные секции, музыкальную школу, кружки. В результате с 8 утра до 6-8 вечера у ребенка 2-3 класса проходит такой же рабочий день, как у взрослого человека! Дополнительное образование, бесспорно, важно, здесь малыш всесторонне развивается, максимально раскрывает свои способности, но перегружать детей так все же не стоит.

В настоящий момент есть обращения родителей к администрации школы по обучению в режиме 5-дневной учебной недели. В ближайшее время мы проведем встречи с родителями, а дальше с учетом их пожеланий будем принимать решение.  В любом случае, если это решение и будет в пользу 5-дневки, то введена она будет не раньше нового учебного года.

Записала
Ольга ИВАНОВА