Всероссийский форум — в гостях у Пряжи

Всероссийский научно-практический форум «Социально-педагогические технологии в образовании: актуальность, перспективы и тенденции» в течение трех дней, с 18 по 20 октября, проходил в Карелии. И если первый день образовательного форума лучшие педагогические умы и управленцы с разных уголков России, около 200 человек, провели в Петрозаводске, обсуждая самые наболевшие проблемы сельской школы, то оставшиеся два дня участники посвятили знакомству с успешными практиками Пряжинской школы. Не обошлось без «погружения» в историю района. Естественно, через призму воспитания подрастающего поколения.

Проекты и не только

На базе сельской школы участникам довелось познакомиться с совместной проектной деятельностью педагогов, учащихся и даже родителей школьников. Отдельные проекты были реализованы благодаря работе целых классов. Каждый проект, будь то «Мода на диване», «Сад Победы», «Выпускники» или такой народный проект, как «Судьба человека», воплощенный силами школы или посредством взаимодействия с социальными партнерами, направлен на преображение окружающей жизни, включение всех и каждого в судьбу родного поселка, в его историю — недавнюю и далекую. Одна из ключевых задач проектной деятельности — развитие личности в условиях села: неравнодушных, активных, любящих свой край людей. В частности, участники образовательного форума смогли узнать о новых форматах работы с родителями, которые практикует школа. Вместо «стихийного и конфликтного взаимодействия» педагоги вовлекают родителей в жизнь детей, образовательного учреждения и района, делая соучастниками и партнерами во всех начинаниях. «День родительского самоуправления», который прошел в Пряжинской школе в этом году 5 октября, стал показателем успешности и продуктивности такого содружества.

Вместе с тем, гостям поселка предстояло побывать у социальных партнеров школы, увидеть историческую реконструкцию и отрывок «Судьбы человека». На следующий день часть делегации смогла познакомиться с историей Киндасовского лагеря и новым веянием в жизни карельской деревни — проектом «Киндахат». Благодаря стараниям юных артистов, учащихся школы, и их родителей, перед участниками форума предстала история киндасовцев — живая, трагическая и трогательная, на смену которой пришла новая и более привычная глава — «Киндасово как столица карельского юмора».

Призван объединять

«Форум объединяет тех людей, у которых болит душа, беспокоится ум, чтобы процветали, развивались те территории, которые относятся к категории не городских: сельские, моногорода. Чтобы образование там было современным, актуальным, но получается, что образование в любом поселке, деревне, городке не может только учить — оно отвечает за качество окружающей жизни, ее комфортность. Поэтому идея форума как раз о том, чтобы жить на селе интересной, насыщенной, современной жизнью, надо объединяться всем (и образованию, и культуре, и обычным жителям). На этот форум приехали люди, которые эту идею уже разделяют. Приехали для того, чтобы обменяться опытом, достижениями. И Пряжа в этом отношении оказалась очень успешной глобальной практикой, потому что здесь уже многие годы воспитывают социального лидера. Я сама заканчивала эту школу, сама прошла эту школу лидерства и знаю, о чем говорю. В Пряже принято дружить, быть социально-активным, не удовлетворяться данным, искать какие-то новые вершины. Поэтому приезд в Пряжу не случаен: она давно закрепила репутацию воспитания социальных лидеров, здесь умеют почувствовать и подать инновацию. Как выпускница школы я горжусь этим талантом школы взращивать социально-активных людей. Сейчас в этом убедились Ярославль, Арзамас, Великий Новгород, Нижний Новгород и все 17 регионов, которые приняли участие в этом мероприятии», — полагает Зинаида Ефлова, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы, доцент кафедры теории и методики начального образования Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета.

Ксения СОРОКИНА