Закрытие школ неизбежно?

Волна реорганизаций накрыла Пряжинский район. Правда, вместо масштабных оптимизаций, запланированных изначально и касающихся крупных школ района, под удар на данный момент попало два образовательных учреждения: Крошнозерская школа-сад и Савиновская школа-сад.

Пока живет школа...

Главный аргумент в пользу сохранения школ на селе неизменен: не будет школы — погибнет село. В принципе, в какой-то мере образовательные учреждения, действительно, выступают последней преградой на пути тотальной разрухи и запустения. Но в целом остановить гибель деревень, сел и небольших поселков, которые выживали за счет «градообразующих» совхозов и леспромхозов, невозможно. Именно отсутствие рабочих мест приводит к тому, что с каждым годом в сельской местности становится все меньше жителей. Сфера туризма — единственный способ «оживить» и возродить живописные карельские села в большинстве населенных пунктов «хромает на обе ноги». Частные инвесторы и крупные предприятия в село не пойдут — медведям сбывать продукцию не получится, да и искать рабочую силу придется за десятки километров, особенно с определенными навыками и образованием.

Что происходит, когда численность населения падает? Резко убывает количество детей, обучающихся в местных школах, один-два заявления в первые классы, а то ноль... Кто-то всерьез полагает, что из государственного бюджета будут выделяться средства на содержание полупустующих зданий, платить зарплату штату работников и педагогов, у которых на класс приходится, допустим, два человека? Это экономически невыгодно, нецелесообразно.

Нет социума, не хватает учителей по естественным наукам. Когда на Земле воссоздадут исчезнувшие несколько миллионов лет назад виды животных — в российской глубинке все еще будут проблемы с электричеством, нужду будут справлять в деревянных туалетах, а воду носить с колодцев или озер. Сохранять и вкладывать средства в маленькие школы с десятком учащихся при общей неблагоприятной обстановке... Утопия. Необходимо учесть и новые требования антитеррористической защищенности, которые на сегодняшний день предъявляют ко всем без исключения объектам образования: система видеонаблюдения, забор по периметру, система электронных пропусков. Их соблюдение обойдется в миллионы рублей, а на селе они выглядят так же абсурдно, как и люки на крыше на случай наводнения в Верхних Важинах в доме, построенном по программе переселения. Требования не соблюдаются, здание деревянное, а если еще и отопление печное — пиши пропало. Для любого городского жителя, который деревенские пейзажи видел только на картинке, такие условия будут выглядеть чудовищно. Просто у нас половина села так живет. Но плохо ли живется учащимся в маленькой школе?

Детей все меньше

В Савинове доживает последние месяцы начальная школа и группа дошкольников. 1 педагог, 1 воспитатель, директор школы, 3 школьников, 7 воспитанников, 1 заявление в электронной очереди в первый класс. Одноэтажная деревянная школа, где есть свой истопник. Коллектив, ученики и воспитанники — словно одна большая семья. К качеству образования там никто никогда претензий не предъявлял. Хорошо ли там деткам? С ними проводят акции «Час без электричества», «дармарки» (ярмарка, где все товары уходят бесплатно), дети участвуют в субботниках, помогают пожилым людям, собирают необходимые вещи и корма в приют для животных. Они как минимум растут хорошими людьми с моральными ориентирами. Мало учащихся — лучше подготовка (если в классе несколько человек, то шанс, что тебя спросят, резко возрастает). Травля в школе-семье? Звучит довольно неправдоподобно. Родители и родственники учащихся принимают активное участие в жизни школы. Кроме того, не так давно в школе поставлены новые стеклопакеты и железные двери. Работа в Савинове есть, пока существует убыточный Ведлозерский совхоз. А сколько он еще просуществует сказать довольно сложно. Останутся ли люди в селе, где не будет работы, утверждать не берусь.

В Крошнозерской школе-саду дошкольная группа была «временно» закрыта, в связи с отсутствием дошкольников, в следующем году в школе, вероятно, не будет ни одного первоклассника. 9 школьников, из них 2 ребенка-инвалида (учатся по индивидуальной программе), 13 работников, в их числе 4 педагогов и отдельно ставка директора. Двухэтажное здание.

Когда школы закроют, то детей могут возить в Ведлозеро, как, впрочем, и учащихся старших классов. Подвоз детей будет осуществляться по федеральной трассе, то есть состояние дороги вполне приемлемое (в зимний период, конечно, все обстоит не столь благополучно). Другое дело — как малыши будут переносить дорогу, жизнь в интернете (как вариант), смогут ли адаптироваться в новом коллективе, всегда ли транспорт будет находиться в исправном состоянии и своевременно обеспечиваться топливом? И нельзя ли рассмотреть иные формы обучения, если здания содержать нерентабельно?

Ксения СОРОКИНА